Часть 1.
Терминология

Клиенты обращаются к нам за разработкой обучения для своих сотрудников, партнеров и внешних учащихся. Этой услугой занимаются коллеги из отдела Teachbase Content. В этом небольшом курсе мы расскажем что хотят клиенты и что мы можем для них сделать, а также об услугах и продуктах отдела Teachbase Content.

Как не потонуть в море терминов
Электронный? Онлайн? А может, дистанционный?
Начнем с основы основ — терминологии. Каждый из нас хоть раз проходил электронный курс (но не всегда до конца). Но каждый ли сможет объяснить, чем электронный курс отличается от презентации в ppt? А тебе нужно уметь поддержать разговор на эту тему. Так что поехали!

§ 1. Каким бывает обучение

Итак, мы разрабатываем обучение. Что это значит?


Поскольку Teachbase — это edtech-компания (education + technology), мы фокусируемся на обучении, которое поступает к учащимся не напрямую от учителя к ученику, как в школе, а в цифровой «упаковке». Такая организация учебного процесса называется e-learning (=электронное обучение). Если твоя учеба в ноутбуке или смартфоне, значит, ты имеешь дело с e-learning. Вот как сейчас.

Электронное обучение проходит дистанционно (удаленно) и зачастую онлайн. Оно, как правило, противопоставляется очному обучению: лекциям в университете или тренингам в офисе (а также бизнес-играм, хакатонам и буткемпам).

Конечно, можно комбинировать онлайн и офлайн и получить так называемое смешанное обучение (=blended learning). Например, дать учащимся самостоятельно посмотреть учебные видеоролики из дома, а потом собрать их для обсуждения на очный семинар с куратором. Вот пример смешанной программы от Universal University:
Но и это еще не все… Обучение можно организовать двумя способами в зависимости от того, работают ли учащиеся одновременно вместе или порознь в своем темпе:
Синхронное обучение
Учащиеся учатся и взаимодействуют друг с другом и с преподавателем в реальном времени. Например: живой вебинар (не предзаписанный!), видеоконференция, мастер-класс с групповой работой студентов.
Примеры асинхронных курсов
Посмотри, какие особенности разных типов обучения важно учитывать на старте.
Очное
синхронное

Подходит для обучения сложным навыкам (коммуникация, действия с реальными объектами, движение).


Единоразовое мероприятие.

Если нужно периодически повторять обучение и учащиеся находятся в разных городах, лучше рассмотреть вариант синхронного или асинхронного электронного обучения.

Электронное синхронное

Подходит для обучения сложным навыкам (в том числе «мягким») и цифровым.


Единоразовое мероприятие. Если нужно периодически повторять обучение, при этом сложно обеспечить набор группы и присутствие ведущих, лучше рассмотреть вариант асинхронного обучения.

Электронное асинхронное

Подходит для обучения знаниям и несложным навыкам, работе в цифровых инструментах.


Можно переиспользовать для любого количества учащихся независимо от географии и набора группы.


Если важна коммуникация участников, высокий уровень мотивации, лучше рассмотреть вариант синхронного обучения.

§ 2. Что такое электронный курс

Чаще всего клиенты обращаются к нам за курсами (электронными, дистанционными, онлайн — неважно, какое слово использовать, это по сути синонимы). Дальше мы еще обсудим, что в этой ситуации на самом деле хотят клиенты, а пока договоримся, что подразумевается под курсом.
Электронный курс — это цифровой материал, разработанный для достижения учебных задач. После того как ученики пройдут курс, они должны узнать новую информацию.
Например, после курса учащиеся будут:
  • Знать продуктовую линейку компании
  • Знать технику безопасности
  • Уметь составлять коммерческое предложение
  • Уметь писать скрипты
Ориентация на учебные задачи — это ключевой момент, когда мы говорим про обучение.
Чтобы разобраться с задачами и предложить подходящие решения как раз и нужен специалист в обучении — методист / педагогический дизайнер / сценарист электронных курсов. То есть ребята из Teachbase Content.
Теоретические материалы в курсе разрабатываются так, чтобы учащиеся могли достичь поставленных задач. Они могут быть в разном формате:

Текст

Видео

Аудио

От чего зависит выбор формата? Конечно, от задач! А также от особенностей учащихся, возможностей и предпочтений.
Если мы ожидаем от учащихся каких-то результатов, то логично будет проверить, достигли ли они их. И сделать это прямо в курсе. Для этого можно попросить учащихся пройти тест, выполнить упражнение или задание, поработать в тренажере на оценку. Так что тестовые вопросы, упражнения, задания или тренажеры — обязательная составляющая практически любого электронного курса.
Крупным компаниям и учебным организациям удобнее хранить все учебные материалы в одном месте — в СДО (системе дистанционного обучения). Также СДО часто называют LMS, learning management system. Платформа Teachbase — это система дистанционного обучения. При использовании СДО у компаний появляется возможность контролировать изучение материалов: назначать нужные курсы нужным учащимся, отслеживать прогресс обучения.
А презентация в ppt — электронный курс? Чтобы разобраться, давай смотреть на примерах.

Пример 1

На занятии тренер показывал слушателям презентацию. Ниже есть несколько слайдов из нее. Как думаешь, можно ли назвать ее электронным курсом и дать на изучение сотрудникам, которые не были на тренинге?
Задача у презентации учебная?
Вроде бы…
Теория выполняет задачу?
Если просто смотреть на слайд, то ничего непонятно. Видимо, не хватает рассказа тренера. На слайдах только иллюстрации его слов…
Предусмотрена ли проверка знаний?
В примере есть задание, но его нужно выполнять на тренинге. Кажется, другой нет
Контроль изучения возможен?
Если загрузить презентацию на платформу, можно увидеть, открывал ли ее ученик. Пожалуй, это всё
Вывод: из презентации к тренингу учащийся самостоятельно ничего не поймет, ему не хватит информации, чтобы разобраться в теме. Понять, что он узнал, также не получится, потому что нет проверки знаний. Можно ли считать этот материал электронным курсом? Нет.

Пример 2

Эксперт компании подробно описал в презентации все характеристики продукта. Ниже есть несколько слайдов из нее. Как думаешь, можно ли назвать ее электронным курсом и дать остальным сотрудникам на изучение?
Задача у презентации учебная?
Непонятно…
Теория выполняет задачу?
На слайде много информации, но что из нее должен знать сотрудник? Что ему нужно знать наизусть? Что понимать? А что принять к сведению и благополучно забыть? Непонятно…
Предусмотрена ли проверка знаний?
Не видно, вероятно, нет
Контроль изучения возможен?
Если загрузить презентацию на платформу, можно увидеть, открывал ли ее ученик. Пожалуй, это всё
Вывод: из такой презентации учащийся сможет что-то понять сам, если он уже знаком с этой темой. Но вряд ли он сможет приоритизировать информацию. Каких результатов мы от него ждем непонятно, как их будем проверять — неизвестно. Можно ли считать этот материал электронным курсом? Нет.

§ 3. Что мы возьмем в работу

Поскольку Teachbase — платформа для размещения цифрового контента, мы специализируемся именно на нем. Так что в первую очередь мы готовы взять в работу электронные курсы. А вот очное обучение мы не разрабатываем.
Давай посмотрим на примерах, с чем мы будем работать, а что лучше сразу отдать коллегам по индустрии.
Что возьмем в работу?
  • Интерактивный видеотренажер по продажам
  • Электронный курс по охране труда
  • Дистанционную программу обучения для топ-менеджеров с геймификацией
  • Электронный курс для предпринимателей с живым вебинаром
Что НЕ возьмем в работу?
  • Серию трехдневных очных тренингов по продажам
  • Очный семинар по охране труда
  • Очную бизнес-игру для топ-менеджеров
  • Однодневный воркшоп для предпринимателей в Москве
§ 4. Резюме

E-learning (=электронное обучение) поступает к учащимся в цифровой «упаковке». Оно проходит дистанционно, в отличии от очного. Если их комбинировать, получится смешанное обучение (=blended learning).


Также электронное обучение можно организовать двумя способами:

  • Синхронно — учащиеся учатся и взаимодействуют друг с другом и с преподавателем в реальном времени
  • Асинхронно — учащиеся самостоятельно пользуются учебными материалами независимо от того, вовлечены ли в это же время в обучение другие ученики и преподаватель

Цифровой материал, который разработан для достижения конкретных учебных задач конкретными учащимися, можно назвать электронным курсом.


Важно понимать, что ключевой момент в разработке учебного контента — это ориентация на учебные задачи. Чтобы разобраться с ними нужен специалист — методист / педагогический дизайнер / сценарист курсов.


Теория в курсе может быть в текстовом, видео-, аудиоформате. Проверка знаний (тестовые вопросы, упражнения, задания или тренажеры) помогает узнать, достигнуты ли задачи обучения.


Крупные компании и учебные организации пользуются СДО (=LMS, learning management system), чтобы хранить учебные материалы и контролировать их изучение.