Обучение в ICL Services: 5 необычных деталей
Обучение как поддержка и под запрос сотрудников, тренеры — сами сотрудники, а цели формируют клиенты.
У каждой компании своя учебная история — а это полезные приемы, питательные подробности и ошибки, на которых можно поучиться. Поэтому мы регулярно общаемся с клиентами про обучение и по мотивам беседы пишем кейсы. Сейчас будет история компании ICL Services с необычными деталями.
О компании
ICL Services предоставляет бизнесу полный комплекс IT-услуг. Миссия компании — сделать цифровой мир надежным и доступным для бизнеса. Подробнее об услугах можно почитать здесь, а сейчас будут цифры для понимания масштаба.
Компания основана в 2006 году. Обслуживает 80 крупных клиентов из 30 стран и входит в рейтинг The Global Outsourcing 100 (лучших ИТ-аутсорсинговые компании по мнению IAOP). Представительства есть в 6 городах: Москва, еще несколько городов России и сербский Белград. А штаб-квартира в Казани. Всего в штате 2500+ сотрудников.
Обучение в общих чертах
Кратко
Группа, которая занимается внутренним обучением, состоит из тренера по софт скиллам, разработчика курсов, координатора обучения и руководителя.
Только пришедших в компанию тестируют и онбордят. Программа онбординга — это комплект вводных курсов (софт скиллс, работа с документами и данными, безопасность и т. д.) плюс вебинар.
Дальше обучение ветвится на 3 направления: хард скиллы, софт скиллы и языки. На языки делается большой упор, они нужны для работы с иностранными клиентами. Помимо английского, обучают немецкому, французскому и даже японскому.
Часть курсов закупают у провайдеров. Понять, у кого покупать курсы, помогают опыт и обратная связь от сотрудников. А еще у провайдера должны быть валидные сертификаты. Часть курсов делают своими силами, в том числе сами сотрудники (подробности ниже).
Обучение происходит на платформе Teachbase. Чтобы с платформой завязались особые отношения, ее брендировали и переименовали. Сотрудники видят не наш бренд, а название с посылом — DELTA.
5 необычных деталей:
1. Тренеры — сотрудники
Часть курсов создают сами сотрудники, в этом задействовано примерно 70 человек. Тренером может стать любой, кто подходит под формулу энтузиазм + экспертиза + потребность компании в твоих знаниях. Не приветствуются только тренеры-руководители. Это люди загруженные, им сложно полностью влиться в учебную рутину. Но здорово, когда руководитель разово выступает перед сотрудниками с чем-то полезным.
Тренеры проходят обучение и получают рекомендации, какие инструменты использовать или как лучше оформить курс, чтобы читался с телефона и т. д. Но основной формат для подачи материала выбирают все-таки сами: вот тут лучше сделать демонстрацию экрана, это надо подать сжато.
Мотивы стать тренером — разные. «Давайте я научу один раз, чтобы сто раз не спрашивали», потребность делиться знаниями, благородное желание подтянуть команду. Финансы — редко. Хотя в компании есть материальное поощрение за тренерство, больше ценится душевное: когда к тебе пришли за помощью, сказали спасибо, прикрепили особый значок на портале.
2. Открытое обучение
Это когда обучение под сотрудников и много обратной связи. Выкладывается список тем, желающие подают заявки — запускается обучение, собравшее много заявок. А после обучения активно собирается обратная связь, через портал и при личном общении. Это помогает отбирать провайдеров готовых курсов, полировать какие-то детали обучения, ну и выбирать горячие темы.
3. Обучение как поддержка
На карьеру в компании влияет работа, а обучение — поддержка на этом пути. Оно помогает получать важные для работы официальные сертификаты: обучился в компании, успешно прошел сертификацию. Еще обучение помогает выйти на другой уровень — освоить новое и участвовать в более сложных-интересных проектах. Когда формируется команда под выполнение задачи для клиента, как раз смотрят, какие у сотрудника в бэкграунде курсы, то есть что он умеет.
4. Цели обучения формируют клиенты
Этот необычный момент — из-за специфики отрасли. Клиенту для закрытия потребностей нужны работники с конкретной подготовкой. Если твои специалисты что-то не знают, то компания не может предоставить нужный уровень сервиса и продукта. Кстати, поэтому в обучении упор на языки — необходимо общаться с заказчиками по всему миру.
5. Много каналов для продвижения обучения
Когда обучение везде ненавязчиво тебя окружает, оно становится естественной частью жизни. Привыкаешь постоянно развиваться, не забываешь обучаться по работе. Поэтому много разных каналов для раскрутки обучения — хорошо, каждый найдет свой. Вот что есть у ICL Services:
  • Внутренний портал. Там публикуют новости, проводят опросы, викторины.
  • Корпоративные соцсети: Инстаграм, Фейсбук, ВКонтакте. В инстаграме есть рубрика «Обучающая среда» — по средам размещается пост про обучение.
  • Email-рассылка. Раз в неделю присылают подборку новостей, в том числе учебных.
  • Когда мир был более очным и обучение тоже, использовали доски объявлений.
Плюс к этому, регулярно проводят отчетные собрания: рассказывают, что сделано, анализируют показатели. Еще публикуют статьи про обучение на внешних порталах и выступают на конференциях (последняя была про языковое обучение). Когда обучение компании «светится» в профессиональных кругах, это тоже срабатывает как реклама для сотрудников.
Внешнее обучение
У ICL Services есть свой авторизованный тестовый центр, где можно пройти сертификацию. И обучающий проект ICL Services School — краткосрочные интенсивы для выпускников вузов. Это возможность бесплатно обучиться и потом начать карьеру в ICL Services. Самые популярные интенсивы — Школа по управлению проектами и Школа по системному администрированию.
Учащихся отбирают по итогам тестирования и интервью. Потом их снабжают всем необходимым, в том числе техникой. Обучение происходит на Teachbase. Программа состоит из IT-курсов и курсов по софт скиллам (деловая переписка, работа с Outlook). В конце каждого курса тест, потом большое общее тестирование. Если был активен на курсе, успешно сдал тесты — у тебя высокие шансы получить рабочее предложение.
Почему Teachbase
Компания ICL Services остановилась на Teachbase из-за соотношения цена-качество, а еще из-за адекватного общения и быстрой реакции на всех уровнях. Дальше раскрылись плюсы работы с платформой, процитируем: «Даже те, кто не знаком с платформой, по минимальной инструкции могут сразу сделать курс. Нравится легкий подвижный дизайн, интуитивно понятный интерфейс. Очень нравится ваша техподдержка, быстро отвечают».